Автоновости

Почему шины изнашиваются неравномерно и в чем опасность? Шесть основных причин (схемы)

Почему шины изнашиваются неравномерно и в чем опасность? Шесть основных причин (схемы)

Изнашиваются любые шины, но если это происходит неравномерно, то скорее всего проблема либо в автомобиле, либо в водителе.

Сразу следует отметить, что износу подвержены абсолютно любые шины, как отечественного, так и импортного производства, бюджетные и подороже, летние либо зимние.

Начнем со случая относительно равномерного износа, но при наличии несколько большего износа с наружной стороны протектора передних колес. Данный факт может свидетельствовать об исправности подвески автомобиля и управлении им бережливым водителем. Если нареканий к поведению машины на дороге нет, проходимость, курсовая устойчивость и сцепные свойства шин не ухудшились, ездить можно до критического износа. Определить этот момент можно, взглянув на дорожки протектора: там появятся индикаторы-перемычки TWI. Если такие индикаторы, напоминающие полосы в поперечном направлении, появились, необходимо заменить шину.


TWI индикатор: когда протектор дойдет до полосок - шину пора менять

Либо бывают цифровые индикаторы износа
Либо бывают цифровые индикаторы износа

Случается, что износ шин неравномерен и происходит стремительно, буквально за несколько тысяч километров пробега. Зачастую это может свидетельствовать не о низкокачественных шинах, а отсутствии должного опыта у водителя либо наличии у автомобиля неисправностей.

Причины неравномерного износа

1. Образование износа «пятнами» может говорить о том, что водитель использует агрессивный стиль езды, где преобладают пробуксовки на старте, резкие торможения в юз и т.д. Если этим злоупотреблять, долго шины не проживут, причем речь идет буквально о днях.

2. Изнашиваются дорожки снаружи протектора. Требуется проверить показатели схождения колес, а если посмотреть на колесо сверху, видно, что оно стоит «клином», «острой частью» в сторону переда. Из-за этого на ходу автомобиль начинает рыскать, появляется повышенная чувствительность к дорожной колее, что и ускоряет износ шин.

3. Дорожки с внутренней стороны протектора стираются быстрее. Необходима проверка схода/развала колес (тут он будет отрицательный). Также подобный дефект приводит к худшей курсовой устойчивости, машина уходит в сторону «за колесами». Потери управления на небольших скоростях не произойдет, однако такое вождение начинает вызывать дискомфорт. Как и в предыдущем случае устраняется регулировкой с применением стенда развал-схождения.

4. На внутренних дорожках заметен износ в виде прямоугольных зубчиков. Скорее всего дело в отрицательном развале колес. Хуже, когда отрегулировать углы развала не получается ввиду их фиксации на конструктивном уровне, что в современных автомобилях уже становится нормой. Здесь речь идет о нарушении в подвеске геометрических значений, что сулит замену ряда деталей и серьезные расходы на сам ремонт. Хуже, если наблюдаются деформации кузова, тогда не обойтись без стапеля, выравнивания усилителей, установки тюнинг-распорок, а иногда и осуществления распилов на амортизационных стойках (в местах их верхнего крепления). А вот схождение колес регулируется на всех автомобилях.

Помимо того, должное внимание необходимо уделять и задним колесам. Конструкция задней подвески в большинстве современных машин отличается некоторой сложностью и позволяет производить регулировку положения колес. При отсутствии таких возможностей, причиной неприятностей часто служит изогнутая балка.

5. Иногда встречается износ протектора волнообразного характера. В подобном случае можно говорить об имеющемся в ступичных подшипниках либо шарнирных соединениях передней оси люфте. А еще не мешает обратить внимание на исправность амортизаторов.

Деформации (искривления) встречаются как у шины, так и колесного обода, что приводит к заметному дисбалансу. Если визуально определить искривленность в колесе/шине не получается, лучше отправиться на шиномонтаж, где проведут проверку. Когда искривление заметно на глаз, меняем шину, заодно проверяем в шиномонтаже обод на присутствие биений. К сведению: литые диски не ремонтируются, штампованные восстанавливают путем прокатывания.

6. Интересно, что износ боковых дорожек на протекторе, в сравнении с размещенными в середине, происходит в случае отсутствия в шине требуемого уровня давления. В таком случае средняя часть протектора как будто изгибается внутрь, в меньшей степени контактируя с дорожным покрытием, чем это происходит на краях. Справедливо и обратное – центральная часть протектора изнашивается быстрее краев при избыточном давлении. Из-за этого шина как бы приобретает вид полусферы: с повышением давления эта «полусфера» становится больше, поэтому на ее верхней части протектор изнашивается быстрее.

Последний параметр износа связан непосредственно с особенностями эксплуатации шины: важно соблюдать внутри шины правильно давление. Согласно штатному  руководства, средние показатели - 2-2.4 бара. Периодически проверяйте уровень давления в шинах, причем делать это следует до поездки, то есть, пока шины «холодные».

Наверх